Александр Лебедев (Alexander Lebedev) (alex_lebedev) wrote,
Александр Лебедев (Alexander Lebedev)
alex_lebedev

Categories:

Остановить Сиротпром

Насколько я понимаю, «Россия без сирот» - неотъемлемая часть «плана Путина». Путин сказал: сироты должны воспитываться не в казенных детдомах, а в семьях. Медведев собрал «ответственных товарищей» и дал им неделю на то, чтобы принять правильный закон.

Товарищи из «Единой России» взяли под козырек. И подложили Путину и Медведеву большую свинью. Потому что проголосовали за тот самый проект, который мы титаническими усилиями снесли в прошлом году, так как этот закон убивает на корню систему патронатного воспитания. А патронат – единственная придуманная современной цивилизацией форма обустройства детей в приемных семьях. Вместо этого охочие до бюджетных денег граждане пролоббировали Сиротпром. 

Есть там в Думе одна пробивная тетка – товарищ Лахова. Ее бы энергию – на борьбу с игорными заведениями. Ан нет. Она алчет сесть во главе этого Сиротпрома. 

Конечно, есть еще Совет Федерации. Я уже обратился к Сергею Миронову по этому поводу. Наконец, есть последняя инстанция – президент. Если сенатский фильтр не сработает, надеюсь, президент заветирует это безумие, как уже было со законом о знамени Победы.

Вот суть вопроса:

Уважаемый Владимир Владимирович! 
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Обращаемся к Вам с просьбой помочь сохранить в России патронатные семьи, социальный патронат и учреждения по патронатному воспитанию. Мы знаем об этом опыте, многие из нас бывали в детских домах, реорганизованных в такие центры семейного устройства.  Поводом для тревоги послужила информация о законопроекте «Об опеке и попечительстве», находящемся на рассмотрении в  Государственной Думе.

По мнению практиков и экспертов, результатом принятия этого законопроекта в редакции, представленной на второе чтение, может явиться прекращение договоров с 3607 патронатными воспитателями, воспитывающими 5124 детей в 42 регионах России, а также прекращение работы по восстановительной работе с детьми в семьях. Все эти семьи потеряют помощь, которую они сейчас имеют. Из-за этого многие патронатные семьи будут вынуждены отказаться от заключения новых договоров (на новых условиях с новыми структурами) и вернут детей в детские дома.  Кроме того, прекратят свою работу учреждения по передаче детей-сирот в патронатные семьи, и, тем самым, прервется последовательный процесс приема в них новых детей с последующей их адаптацией и передачей в семьи; дети будут просто оставаться в детских домах. А ведь именно потому, что заработали такие службы, удалось вывести детей из детских домов в семьи, помочь усыновителям и опекунам. 

Мы знаем также, что впервые Вами поставлен своевременный вопрос о системной работе по преодолению такого социального несчастья, как сиротство. Вами были выделены бюджетные средства, была поставлена задача «создать механизмы сокращения численности детей в интернатных учреждениях». 

Мы уверены, что благодаря 12-летней опытно-экспериментальной работе по патронатному воспитанию такой механизм сейчас уже создан и работает в половине регионов России. Создан правовой, финансовый, организационный механизмы, отработаны технологии реорганизации детских домов в центры семейного устройства детей – сирот.  Результат этой работы – 95% устроенных в семьи детей. В таких учреждениях семью научились находить практически для каждого ребенка. Успех основан на том, что возникает социальное партнерство в интересах детей, в которое вовлечено государство, семья и учреждение по патронатному воспитанию. Ребенок растет в любящей семье, отвечающей за жизнь, здоровье и развитие ребенка. Отношения такого учреждения и патронатной семьи юридически зафиксированы в договоре между ними. Специалисты учреждения при этом несут прямую ответственность за положительный результат, как для ребенка, так и для семьи, и гарантируют им профессиональную помощь. 
Такая модель получила научное обоснование и готова к дальнейшему распространению, для чего необходимы лишь небольшие дополнительные бюджетные ассигнования. 

В случае принятия Думой законопроекта в редакции, представленной на второе чтение, будет уничтожена инфраструктура профессионального семейного устройства детей, которая приносит сейчас замечательные результаты.  

Эксперты считают, что рассматриваемый Думой законопроект отражает лишь теоретические представления, которые еще только разработаны и не проверены в жизни (например, предлагается считать патронатное воспитание опекой по договору, хотя в регионах такой практики нет). При этом не учитывается другая инновационная концепция реформирования работы по опеке и попечительству, основанная на процессном управлении всей работой по защите прав детей. Именно такая концепция   реализуется в работе площадок по патронатному воспитанию, где планомерно и силами специалистов учреждений в партнерстве с семьей, воспитывающей ребенка, и удается добиться наилучшего результата для каждого ребенка. Таким образом, вместо отработанных научно и на практике моделей, нам предлагают теоретические разработки, которые еще надо проверять в масштабах страны. При этом то, что уже работает, имеет научную основу, готовые технологии и дает результаты, будет ликвидировано, что приведет к ухудшению защищенности граждан –  детей и семей. 

\Мы просим Вас найти возможность сохранить в России разработанную профессиональную модель по оставлению ребенка в кровной семье и по устройству детей на патронатное воспитание (а также сохранить сами патронатные семьи и учреждения, которые организуют работу с ними).  Мы очень надеемся, что Вы могли бы еще раз рассмотреть суть и последствия от применения законопроектов – думского и того, что предлагает профессиональное сообщество. Кроме того, мы просим Вас найти время посетить хорошо работающие учреждения, где на практике уже сейчас работают те самые механизмы, которые Вы предлагали создать и которые могут быть уничтожены с принятием нового закона.

С глубоким уважением,

Президент Благотворительного
Резервного Фонда
        А.Е. Лебедев


ПОПРАВКИ
к проекту федерального закона № 184681-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», внесенному депутатами Государственной Думы Е.Ф. Лаховой, П.В. Крашенинниковым, Л.В. Пепеляевой, принятому Государственной Думой во втором чтении 9 апреля 2008 г.

1) дополнить пункт первый статьи 121 абзацами четвертым – девятым следующего содержания:
«Порядок признания ребенка оставшимся без попечения родителей, порядок осуществления и контроля за исполнением мер по защите прав и интересов такого ребенка, осуществляемые в соответствии с планом план мероприятий по защите его прав и интересов, утверждаемом органом опеки и попечительства, определяются Правительством Российской Федерации.
Для защиты прав и интересов ребенка, проживающего в семье, находящейся в социально опасном положении, с согласия родителей над ребенком может быть установлен социальный патронат в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
В целях осуществления эффективной работы по защите прав и интересов несовершеннолетних органы опеки и попечительства могут возложить на воспитательные, образовательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные юридические лица, имеющие организационно-правовую форму учреждения, либо на иные некоммерческие юридические лица, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы (далее - организации по опеке и попечительству) осуществление деятельности по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, обследованию условий жизни и воспитания детей, дачи заключений о возможности граждан принять детей на воспитание в семьи, их привлечению и подготовке, заключению с родителями (законными представителями) договоров о социальном патронате, о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), осуществлению психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, переданных на воспитание в семьи граждан, осуществлению последующего мониторингового обследования условий содержания, воспитания, образования и развития детей, нуждающихся в помощи государства, подготовке предложений по пересмотру плана мероприятий по  защите прав и интересов ребенка.»;

2) В статье 123:
а) в пункте а) изменений к пункту 1 статьи 123 слова «а также в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации,» исключить;
б) пункт б) изменений к статье 123 исключить;
в) часть первую статьи 123 дополнить абзацем четвертым  следующего содержания:
«Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом мероприятий по защите его прав и интересов.»;

3) абзац первый пункта 2 статьи 1261 после слов «органов опеки и попечительства» дополнить словами «, организаций по опеке и попечительству»;

4) В пункте 22 поправок слова «глава 22» заменить словами «глава 23» в соответствующем падеже» и изменить нумерацию статей 1551 -  1553   на  1554 - 1556 соответственно. 

5) дополнить раздел VI главой 22 следующего содержания:
«Глава 22. Патронатное воспитание
Статья 1551.  Патронатное воспитание
1. Патронатное воспитание - форма устройства в семью патронатного воспитателя ребенка, нуждающегося в помощи государства и помещенного в организацию по опеке и попечительству.
Между организацией по опеке и попечительству, в которую помещен ребенок, нуждающийся в помощи государства, и патронатным воспитателем заключается договор о патронатном воспитании.
2. При передаче ребенка на патронатное воспитание выполнение обязанностей опекуна (попечителя) возлагается на патронатного воспитателя и организацию по опеке и попечительству.
3. Патронатный воспитатель имеет право и обязан воспитывать ребенка, переданного на патронатное воспитание, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Патронатный воспитатель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, переданного на патронатное воспитание, с учетом мнения ребенка и рекомендаций организации по опеке и попечительству.
 Патронатный воспитатель с учетом мнения ребенка и рекомендаций организации по опеке и попечительству имеет право выбора образовательного учреждения и формы получения образования ребенком, а также обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.
Иные права и обязанности патронатного воспитателя определяются договором о патронатном воспитании.
4. На организацию по опеке и попечительству возлагаются права и обязанности:
по защите имущественных прав ребенка;
по представлению интересов ребенка в суде;
по даче согласия на выезд ребенка за пределы Российской Федерации, или переезд на другое место жительства;
по оказанию ребенку необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
иные права и обязанности, в соответствии с договором о патронатном воспитании.
4. Ребенок может быть передан на патронатное воспитание в соответствии с  планом мероприятий по защите прав и интересов ребенка, признанного нуждающимся в помощи государства, временно (до одного года) или на длительный срок (от одного года до совершеннолетия ребенка).
При отобрании ребенка (статья 77 настоящего Кодекса) допускается незамедлительное помещение ребенка на патронатное воспитание на срок до одного месяца с момента отобрания.
5. Устройство ребенка на патронатное воспитание не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
6. Подбор патронатного воспитателя для ребенка, передаваемого на патронатное воспитание, осуществляется организацией по опеке и попечительству, в которую помещен ребенок.
7. Положение о патронатном воспитании утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 1552. Дети, передаваемые на патронатное воспитание
1. На патронатное воспитание передается ребенок, оставшийся без попечения родителей и помещенный в организацию по опеке и попечительству.
Дети, проживающие в семье, находящейся в социально опасном положении  и  временно помещенные с согласия родителей в организацию по опеке и попечительству на срок не более 6 месяцев, могут быть переданы на патронатное воспитание только с согласия родителей.
2. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание осуществляется с учетом его мнения. Ребенок (дети), достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.
3. Ребенок, переданный на патронатное воспитание, сохраняет все имеющиеся у него имущественные права (в том числе право на причитающиеся ему алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты).
Ребенок, переданный на патронатное воспитание, обладает также правами, предусмотренными статьями 55 - 57 настоящего Кодекса.
Статья 1553. Патронатные воспитатели
Патронатными воспитателями могут быть прошедшие отбор и подготовку в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
родителей ребенка;
лиц, имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
лиц, не имеющих постоянного места жительства;
лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;
лиц, имеющих заболевания, предусмотренные перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Статья 1554. Содержание ребенка, переданного на воспитание в семью патронатного воспитателя.
1. На каждого ребенка, переданного на патронатное воспитание, патронатному воспитателю ежемесячно выплачиваются денежные средства на его содержание и предоставляются льготы в порядке и размере, установленном законами субъектов Российской Федерации.
2. Орган опеки и попечительства, организация по опеке и попечительству, передавшая ребенка на патронатное воспитание, обязаны оказывать патронатному воспитателю необходимую помощь, способствовать созданию надлежащих условий жизни, воспитания, образования и развития ребенка.


ПОПРАВКИ
к проекту федерального закона № 184681-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», внесенному депутатами Государственной Думы Е.Ф. Лаховой, П.В. Крашенинниковым, Л.В. Пепеляевой, принятому Государственной Думой во втором чтении 9 апреля 2008 г.

1) дополнить пункт первый статьи 121 абзацами четвертым – девятым следующего содержания:
«Порядок признания ребенка оставшимся без попечения родителей, порядок осуществления и контроля за исполнением мер по защите прав и интересов такого ребенка, осуществляемые в соответствии с планом план мероприятий по защите его прав и интересов, утверждаемом органом опеки и попечительства, определяются Правительством Российской Федерации.
Для защиты прав и интересов ребенка, проживающего в семье, находящейся в социально опасном положении, с согласия родителей над ребенком может быть установлен социальный патронат в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
В целях осуществления эффективной работы по защите прав и интересов несовершеннолетних органы опеки и попечительства могут возложить на воспитательные, образовательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные юридические лица, имеющие организационно-правовую форму учреждения, либо на иные некоммерческие юридические лица, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы (далее - организации по опеке и попечительству) осуществление деятельности по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, обследованию условий жизни и воспитания детей, дачи заключений о возможности граждан принять детей на воспитание в семьи, их привлечению и подготовке, заключению с родителями (законными представителями) договоров о социальном патронате, о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), осуществлению психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, переданных на воспитание в семьи граждан, осуществлению последующего мониторингового обследования условий содержания, воспитания, образования и развития детей, нуждающихся в помощи государства, подготовке предложений по пересмотру плана мероприятий по  защите прав и интересов ребенка.»;

2) В статье 123:
а) в пункте а) изменений к пункту 1 статьи 123 слова «а также в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации,» исключить;
б) пункт б) изменений к статье 123 исключить;
в) часть первую статьи 123 дополнить абзацем четвертым  следующего содержания:
«Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом мероприятий по защите его прав и интересов.»;

3) абзац первый пункта 2 статьи 1261 после слов «органов опеки и попечительства» дополнить словами «, организаций по опеке и попечительству»;

4) В пункте 22 поправок слова «глава 22» заменить словами «глава 23» в соответствующем падеже» и изменить нумерацию статей 1551 -  1553   на  1554 - 1556 соответственно. 

5) дополнить раздел VI главой 22 следующего содержания:
«Глава 22. Патронатное воспитание
Статья 1551.  Патронатное воспитание
1. Патронатное воспитание - форма устройства в семью патронатного воспитателя ребенка, нуждающегося в помощи государства и помещенного в организацию по опеке и попечительству.
Между организацией по опеке и попечительству, в которую помещен ребенок, нуждающийся в помощи государства, и патронатным воспитателем заключается договор о патронатном воспитании.
2. При передаче ребенка на патронатное воспитание выполнение обязанностей опекуна (попечителя) возлагается на патронатного воспитателя и организацию по опеке и попечительству.
3. Патронатный воспитатель имеет право и обязан воспитывать ребенка, переданного на патронатное воспитание, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Патронатный воспитатель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, переданного на патронатное воспитание, с учетом мнения ребенка и рекомендаций организации по опеке и попечительству.
 Патронатный воспитатель с учетом мнения ребенка и рекомендаций организации по опеке и попечительству имеет право выбора образовательного учреждения и формы получения образования ребенком, а также обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.
Иные права и обязанности патронатного воспитателя определяются договором о патронатном воспитании.
4. На организацию по опеке и попечительству возлагаются права и обязанности:
по защите имущественных прав ребенка;
по представлению интересов ребенка в суде;
по даче согласия на выезд ребенка за пределы Российской Федерации, или переезд на другое место жительства;
по оказанию ребенку необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
иные права и обязанности, в соответствии с договором о патронатном воспитании.
4. Ребенок может быть передан на патронатное воспитание в соответствии с  планом мероприятий по защите прав и интересов ребенка, признанного нуждающимся в помощи государства, временно (до одного года) или на длительный срок (от одного года до совершеннолетия ребенка).
При отобрании ребенка (статья 77 настоящего Кодекса) допускается незамедлительное помещение ребенка на патронатное воспитание на срок до одного месяца с момента отобрания.
5. Устройство ребенка на патронатное воспитание не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
6. Подбор патронатного воспитателя для ребенка, передаваемого на патронатное воспитание, осуществляется организацией по опеке и попечительству, в которую помещен ребенок.
7. Положение о патронатном воспитании утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 1552. Дети, передаваемые на патронатное воспитание
1. На патронатное воспитание передается ребенок, оставшийся без попечения родителей и помещенный в организацию по опеке и попечительству.
Дети, проживающие в семье, находящейся в социально опасном положении  и  временно помещенные с согласия родителей в организацию по опеке и попечительству на срок не более 6 месяцев, могут быть переданы на патронатное воспитание только с согласия родителей.
2. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание осуществляется с учетом его мнения. Ребенок (дети), достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.
3. Ребенок, переданный на патронатное воспитание, сохраняет все имеющиеся у него имущественные права (в том числе право на причитающиеся ему алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты).
Ребенок, переданный на патронатное воспитание, обладает также правами, предусмотренными статьями 55 - 57 настоящего Кодекса.
Статья 1553. Патронатные воспитатели
Патронатными воспитателями могут быть прошедшие отбор и подготовку в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
родителей ребенка;
лиц, имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
лиц, не имеющих постоянного места жительства;
лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;
лиц, имеющих заболевания, предусмотренные перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Статья 1554. Содержание ребенка, переданного на воспитание в семью патронатного воспитателя.
1. На каждого ребенка, переданного на патронатное воспитание, патронатному воспитателю ежемесячно выплачиваются денежные средства на его содержание и предоставляются льготы в порядке и размере, установленном законами субъектов Российской Федерации.
2. Орган опеки и попечительства, организация по опеке и попечительству, передавшая ребенка на патронатное воспитание, обязаны оказывать патронатному воспитателю необходимую помощь, способствовать созданию надлежащих условий жизни, воспитания, образования и развития ребенка.
 

Tags: займемся делом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments